3.3. О Центре / Образовательные стандарты

 

Нейро-Лингвистическое Программирование

Нейро-Лингвистическое Программирование - великолепно зарекомендовавший себя инструмент поиска и получения результата. Не имея собственной глубокой идеологии (мистики), НЛП предоставляет средства тем, кто имеет цели.

В основе НЛП лежат принципы здравого смысла:

  • Если у кого-то что-то получилось, он сделал это как-то.
  • Это "как" можно выяснить и повторить. Технология выяснения этого "как" составляет суть технологии НЛП, его ядро. Уже выясненные "как" представляют собой продукт: техники НЛП.

Обучение НЛП предусматривает сертификацию международного образца. Существуют тренинговые семинары трех уровней:

НЛП-Практик

Обучение на семинаре 1-го уровня знакомит с приемами и принципиальным подходом НЛП к достижению результатов. Сертифицированный НЛП-Практик обладает достаточным навыком для эффективного применения уже выделенных техник НЛП.

НЛП-Мастер

Второй уровень обучения предоставляет участникам ядерную технологию НЛП: инструмент для выделения структуры опыта человека и ее трансляции другим для достижения сходных результатов. НЛП-Мастер в состоянии создавать собственные техники НЛП.

НЛП-Тренер

На завершающей ступени официального обучения НЛП (неофициальное обычно продолжается на нестандартных, специализированных тематических семинарах и, главное, в собственном опыте) те НЛП-Мастера, кто заинтересован в передаче навыков НЛП другим коллегам, обучаются приемам быстрого встраивания навыков НЛП, работе с группой, формированию тренинговых программ и знакомятся с последними достижениям НЛП в мире.

Образовательный Квалификационный Стандарт от 2004 г. Международной Ассоциации Центров НЛП

Введение

Квалификационный стандарт Ассоциации опирается на нижеследующие предпосылки:

  • В основе повседневной практики специалистов в области НЛП лежит здравый смысл. Мы понимаем его как прагматическое мышление, описываемое формулой «истинно то, что полезно»;
  • Квалификация специалистов в области НЛП, таким образом, не зависит от количества «знаний» по НЛП, равно как и от количества часов, проведенных на обучающих мероприятиях. Нас интересуют лишь владение полезными навыками, передаваемыми и разрабатываемыми в традиции НЛП;
  • Навыком мы считаем достижение бессознательной компетентности в воспроизводстве паттернов, техник и форматов. Сознательная компетентность желательна, но обязательной не является. Уровни НЛП-Мастер и НЛП-Тренер требуют большей сознательной компетентности, чем уровень НЛП-Практик;
  • Уровень квалификации специалистов в области НЛП определяется не сертификатом, а возможно более VAK-очевидными результатами (описаны ниже);
  • Сертификат любого уровня (и «издания») свидетельствует о том, что его предъявитель желает (или некогда пожелал) такой сертификат иметь и демонстрировать;
  • В качестве условного доказательства сертификат удостоверяет лишь то, что его предъявитель некогда побывал на соответствующем сертификационном семинаре и на тот момент продемонстрировал достаточный (по мнению ведущего) уровень навыков;
  • Каждый тренер вправе добавить свои требования к сертификации, равно как и перевести «желательные» критерии в разряд «обязательных». В этом смысле настоящий стандарт является необходимым минимумом. Его превышение приветствуется;
  • Минимализм данного стандарта призван способствовать развитию различных направлений и подходов в области НЛП на достаточно широкой общей основе. Такую внутреннюю гибкость мы полагаем необходимой для развития НЛП в целом и его адекватного соответствия современным запросам;
  • Моделирование — сущность и ядро НЛП — мы отделяем от «техник, форматов и моделей», которые полагаем продуктом НЛП. В этом смысле мы различаем НЛП и техники НЛП, которые, в строгом смысле, НЛП не являются, принадлежа куда более широкому контексту;
  • Международнальная Ассоциация центров НЛП приветствует создание и воспроизводство транслируемых навыков, а также достижение VAK-очевидных результатов и на этой основе сотрудничает с любыми специалистами, независимо от их формальной принадлежности к тому или иному направлению.

Квалификационный Стандарт для уровня «НЛП-Практик»

Уровень владения навыком НЛП — «НЛП-Практик» — предусматривает:

Обязательно:

  • Калибровка: Навык отслеживать изменения в микро- и макроповедении партнера по коммуникации и соотносить эти изменения со своим поведением и изменением окружающих обстоятельств, чтобы своевременно вносить изменения в свое поведение.
  • Подстройка: Навык (на основе калибровки) согласовывать свое невербальное и вербальное поведение с поведением партнера по коммуникации с целью достижения сотрудничества.
  • Ведение: Навык (на основе калибровки и подстройки) оказывать воздействие на партнера по коммуникации с целью организации его поведения в соответствии с желаемым результатом.

Триада «Калибровка-Подстройка-Ведение» образует состояние раппорта, который и характеризуется сотрудничеством партнера по коммуникации, его сознательной и/или бессознательной помощью в достижении желаемого результата.

  • Якорение: Навык фиксации и произвольного вызова эмоционально-физиологических состояний у себя и у партнера по коммуникации с использованием внешних стимулов.
  • Работа с субмодальностями: Навык фиксации и произвольного вызова эмоционально-физиологических состояний у себя и у партнера по коммуникации с использованием различий в воображаемом представлении субъективного опыта.

В том числе:

  • Навык вызова измененного (трансового) состояния у партнера по коммуникации формальными и неформальными средствами («5-4-3-2-1», скука, перегрузка, насыщение, прерывание паттерна и др.).
  • Навык формулирования прямых и косвенных внушений (Милтон-модель).
  • Навык разделения речевой и фактической реальностей и организации воздействия на фактическую с использованием средств речевой (Мета-модель, рефрейминг).
  • Навык воспроизвести любую технику НЛП, продемонстрированную или описанную для данного уровня. (Сюда относятся как широко распространенные техники, так и техники, создаваемые НЛП-Мастерами для уровня НЛП-Практик).

Ввиду того, что перечень конкретных техник НЛП отличается от семинара к семинару и от тренера к тренеру (с развитием НЛП появляются все новые), мы полагаем невозможным предложить полный список техник. Все техники, изучаемые на курсах «НЛП-Практик», мы полагаем примерами, предназначенными для развития главного: навыка воспроизведения любой техники, формализованной в традиции НЛП для уровня Практика — по описанию и/или предложенной демонстрации. Окончательный выбор демонстрируемых техник предоставляется тренеру. Приблизительный список приводится ниже.

Желательно:

  • Владение техниками совмещения якорей (коллапс, наложение, усиление, цепь).
  • Владение техниками работы с субмодальностями (выявление и сдвиг критической субмодальности, изменение убеждений с использованием субмодальностей, «Буквальный рефрейминг», «Шоколад Леди Годива» и др.)
  • Владение техниками личностного редактирования («Генератор нового поведения», «Взмах», «Быстрое лечение аллергий», «Быстрое лечение фобий», «Интеграция конфликтных частей», «Шестишаговый рефрейминг», «Изменение субъективной личностной истории» и др.)
  • Знакомство с идеей глазодвигательных паттернов. Калибровка движений глаз и соотнесение их с организацией памяти и воображения партнера по коммуникации.
  • Знакомство с подходами к постановке цели (Хорошо Сформированный Результат, Спецификация цели, SMART, Первый шаг и др.)
  • Знакомство с концепциями логических уровней (Бейтсон, Дилтс и вариации).
  • Знакомство с моделями SCORE и ТОТЕ.

Мы исходим из того, что при наличии обязательных навыков квалифицированный НЛП-Практик в состоянии овладеть желательной тематикой. Тем не менее мы рекомендуем тренерам включать материал из раздела «желательно» в семинары: для тренировки на этих примерах обязательных навыков.


Квалификационный Стандарт для уровня «НЛП-Мастер»

Уровень владения навыком НЛП — «НЛП-Мастер» — предусматривает:

Обязательно:

  • Навык активного обучения себя неформализованной способности, умению (Моделирование). Для этого:
  • Навык владения собственным состоянием (создание и изменение), включая состояние «незнания» или «нулевое состояние».
  • Навык извлечения структуры субъективного опыта (Процесс моделирования).
  • Навык формализации полученной структуры (Фиксация результатов моделирования, включая вычитание).
  • Навык встраивания полученной структуры себе и другим (Формирование техники НЛП).

Именно владение навыком моделирования мы полагаем существенным отличием квалификационных уровней НЛП-Практик и НЛП-Мастер. Так отличаются грамотный пользователь и разработчик.

В том числе:

  • Приемы моделирования на основе наблюдения (калибровки).
  • Приемы моделирования на основе подражания (имплицитное).
  • Приемы моделирования на основе сознательного выделения паттерна.
  • Приемы моделирования микростратегий на основе наблюдения движений глаз.
  • Стратегия моделирования на основе ТОТЕ.
  • Подход к моделированию на основе логических уровней.
  • Подход к моделированию на основе выявления критериев (фильтров).
  • Встраивание с использованием внешней помощи (подсказки оператора).
  • Встраивание с использованием организации окружения (создание условий).
  • Встраивание через упражнение (тренировку).
  • Встраивание внушением (и самовнушением).
  • Встраивание демонстрацией (примеры).
  • Создание интегрированных техник встраивания навыка.

Мы обращаем внимание, что важно не само по себе знакомство с тем или иным подходом к моделированию, а умение извлечь ключевые элементы неформализованного навыка, научиться самому и передать навык другим — любым эффективным способом. Разнообразие и гибкость в таких способах приветствуются, как весьма желательные.

Желательно:

  • Использование современных подходов к моделированию и встраиванию изменений: Нового Кода НЛП, Системного НЛП, Конфайнмент(R)-моделирования, идеи мета-состояний и др.
  • Владение навыками Системного НЛП для моделирования и трансформации организационных структур.
  • Выявление стратегий запоминания, воспоминания, мотивации, воображения, проверки на правильность, принятия решения и др.
  • Рассмотрение мета-программ, как примеров уже выявленных паттернов.
  • Разбор примеров готовых техник, форматов, моделей с точки зрения моделирования и встраивания (Модель Уолта Диснея, Стратегия рационального питания, Стратегия реагирования на критику, Модель прощения, Модель работы на линии времени, Модель везения и др.)

Так же, как и в отношении уровня «НЛП-Практик», мы полагаем, что при наличии обязательных навыков квалифицированный НЛП-Мастер может самостоятельно (в том числе самостоятельно привлекая коллег) разобраться в «желательных» разделах. Мы по-прежнему рекомендуем тренерам включать материал из раздела «желательно» в семинары, если позволяет время, фокус внимания и оригинальный стиль работы.


Квалификационный стандарт для уровня «НЛП-Тренер»

Уровень владения навыком НЛП — «НЛП-Тренер» — предусматривает:

Обязательно:

  • Навык выявления системной структуры встраиваемого навыка.
  • Навык выделения ключевых элементов и связей этой структуры.
  • Навык организации воздействия на ключевые элементы и связи для обеспечения интенсивного обучения.
  • Навык работы в групповом контексте.

Умение встраивать навык быстро и более, чем одному человеку одновременно — суть квалификации НЛП-Тренера. Мы можем сказать, что НЛП-Тренер — это НЛП-Мастер в приложении к контексту интенсивного группового обучения.

В том числе:

  • Использование возможностей системного моделирования.
  • Навык прямого воздействия на бессознательную компетентность участников тренинга.
  • Навык использования многослойной коммуникации (одновременное обращение к сознательному и бессознательному вниманию, настоящему, прошлому и будущему контексту).
  • Навык установления раппорта с группой.
  • Навык работы с метасообщениями.
  • Навык поддержания ресурсных состояний (своих и участников).

Желательно:

  • Собственное понимание тренером структуры курсов «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер» и «НЛП-Тренер». Если НЛП-Тренер специализируется на проведении сертификационных курсов, такое понимание становится обязательным. В общем случае от НЛП-Тренера требуется сознательная компетентность в контексте проводимого им тренинга.
  • Практика системного моделирования.
  • Опыт ведения тренингов на основе моделей НЛП.
  • Информированность о текущем положении дел и новостях в сообществе НЛП.

В заключение мы еще раз хотим подчеркнуть условность квалификационных уровней и наличия сертификатов перед лицом VAK-очевидных результатов.